Налог на машину в Казахстане в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на машину в Казахстане в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Помимо официального сайта KGD.GOV есть и другие приложения, с помощью которых легко узнать сумму задолженности. Скачайте мобильное приложение E-Salyq Azamat. Перейдите в раздел «Налоговый кошелек» из личного кабинета. Подходит в том случае, если вы знаете сумму оплаты. Чтобы войти в приложение номер телефона должен быть зарегистрирован в базе по ИНН. Эта мера необходима для безопасности данных.

Актуально для всех автовладельцев

Официально «транспортный сбор» в РК является одним из источников доходов государства и направляется на финансирование дорожного строительства и ремонта, а также на обеспечение безопасности на дорогах. Налог можно платить как ежегодно, так и однократно (при регистрации). Размер сбора зависит от МРП, зафиксированного на начало актуального года. Для справки: МРП используется для расчета большого количества платежей: от этого показателя зависит размер стипендии, штрафов и социальных выплат.

Чтобы проверить налог на транспорт, вы можете обратиться в налоговую инспекцию или воспользоваться специальными онлайн-калькуляторами НДС на официальных сайтах государственных органов. Учитывайте, что в 2024 году, по прогнозам, будет введен налог на роскошь: это значит, что сбор для владельцев люксовых авто с ориентировочной стоимостью от $100 тыс. будет выше.

Таблицу налогов для казахстанских компаний возглавляет налог на прибыль (его также называют корпоративным подоходным налогом). Базовая ставка равна 20%.

КПН – это налог, который платят компании (ТОО, ТДО, АО и т. д.) с полученного дохода. КПН уплачивают компании-резиденты и юридические лица-нерезиденты, работающие в РК через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в РК.

Однако налоговая система в стране предусматривает различные специальные режимы для представителей малого и среднего бизнеса, которые позволяют платить меньше.

Так, при упрощенном режиме предприниматели платят всего 3% от дохода (за полгода). Однако такая система актуальна не для любого бизнеса. На упрощенке могут работать компании, которые отвечают трем условиям:

  1. Их прибыль не превышает 24 038 МРП.
  2. Количество работников – до 30 человек.
  3. Компании, услуги которых не затрагивают деятельность по агентским договорам и не имеют структурных подразделений. С полным перечнем ограничений можно ознакомиться в статье 683 НК РК (пункт 2, подпункт 3).

Также можно воспользоваться режимом фиксированного вычета. Он позволяет получить вычет до 30%, но предусматривает, что все расходы будут подтверждены документально. Например, прибыль вашей организации за год составила 10 млн тенге. Документально вы подтвердили расходы в размере 5 млн тенге. В этом случае можно воспользоваться вычетом 30% от дохода – он составит 3 млн тенге. Таким образом, общая сумма (расходы + вычет) составит 8 млн тенге. Однако предприниматель может вычесть расходы только тогда, когда они не превышают 70% от дохода. 8 млн – это превышение. Значит, вычесть можно лишь 7 млн (равно 70%). Таким образом, налоговая база составит всего 3 млн тенге (10 млн минус 7 млн).

Но, конечно, и здесь есть свои ограничения. Во-первых, фиксированный вычет актуален только для бизнеса, доход которого не превышает 144 184 МРП. Во-вторых, в компании могут работать до 50 человек. Третье ограничение связано с видом деятельности – оно такое же, как и для упрощенки.

Обратите внимание, что постоянные учреждения иностранных юрлиц платят не только налог на прибыль, но также налог на чистый доход филиалов. Он составляет 15% от той суммы дохода, которая осталась после вычета корпоративного подоходного налога.

Налоги для владельцев имущества

В распоряжении бизнеса может быть разное имущество – земельные участки, строения, транспортные средства. Они также облагаются налогом:

  • Земельный налог платят предприниматели, у которых есть земельные участки. У налога нет фиксированной ставки – сумма налога зависит от параметров участка.
  • Налог на имущество. Распространяется на всю недвижимость – сооружения, жилые дома, здания и прочие строения. Причем налог нужно уплачивать даже в том случае, если эти активы не приносят компании прибыли. Ставка – 1,5% от среднегодовой балансовой стоимости объекта.
  • Налог на транспортные средства. Распространяется на машины, которые зарегистрированы в стране. Как и в случае с земельными участками, здесь нет фиксированной ставки: она зависит от типа ТС, объема мотора и др.

Как считать налог на транспорт в Казахстане?

Давайте на несколько примерах разберемся в тонкостях расчета налога на транспортные средства в 2023 году.

Пример 1. У нас автомобиль с объемом двигателя 1400 куб.см. Это достаточно простой вариант расчета. И здесь нам потребуется только первая таблица. Согласно указанным там данным, в нашем случае применяется ставка 2 МРП. Это значит, что сумма налога на транспорт за 2022 год составит 6 126 тенге.

Пример 2. У нас автомобиль с объемом двигателя 2000 куб.см. Этот вариант уже будет посложнее, поскольку объем превышает 1500 куб.см, а значит надо применять дополнительные коэффициенты. Базовый расчет по первой таблице показывает, что у нас будет 3 МРП. То есть это 9 189 тенге. Но это еще не все. Также мы должны посчитать по 7 тенге за каждый кубический сантиметр от нижней границы в их группе. В нашей первой таблице мотор объемом 2 литра попадает в группу от 1500 до 2000 куб.см. Наш мотор от нижней границы до своего фактического размера имеет 500 лишних куб.см. Значит, мы 500 умножаем на 7 тенге и получаем 3 500 тенге. Осталось сложить эту цифру и 9 189 тенге. На выходе получаем размер налога за 2022 год на уровне 12 689 тенге.

Читайте также:  Какие льготы бюджетникам на приобретение жилья в 2024 году

Пример 3. У нас есть солидный внедорожник с объемом двигателя 3600 куб.см. Данный автомобиль был привезен в Казахстан после 31 декабря 2013 года. При наличии таких условий мы должны считать налог уже по второй нашей таблице. Там базовый расчет покажет, что мы должны заплатить 66 МРП или 202 158 тенге. Но поскольку двигатель превышает установленные 1,5 литра опять применяются дополнительный коэффициент. Наш мотор по второй таблице попадает в группу от 3500 до 4000. От нижней границы до своего фактического размера двигатель имеет лишние 100 куб.см. За каждый нужно дополнительно заплатить по 7 тенге, то есть всего 700 тенге. Эту сумму добавляем к 202 158 тенге и получаем сумму транспортного налога за 2022 год на уровне 202 858 тенге.

Налоговый период в Казахстане – что это?

Ст. 217 НК РК установлено, что если физическое лицо в течение любых 12 месяцев (скользящий отрезок) провело в РК суммарно 183 дня, которые при разрывах пребывания в РК подсчитываются простым математическим сложением, включая дни приезда и отъезда, то такое физическое лицо признается налоговым резидентом РК для текущего налогового периода, в котором накопились тем самые 183 дня пребывания в РК.

Налоговым периодом, при исчислении налоговыми агентами (работодателями, банками, брокерами) индивидуального подоходного налога (ИПН) с доходов, подлежащих налогообложению у источника выплаты, является календарный месяц (ст. 354 НК РК).

Налоговым агентом, будет применяться скользящий 12-месячный период, так как налоговый агент должен определять налоговый статус физического лица, на каждую дату выплаты ему дохода, суммарно подчитывая 183 дня присутствия в РК, по крайней мере до получения работником документа подтверждающего налоговый статус в РК, что позволит работодателю быть в безопасности и применять налоговые вычеты без ограничений.

Если физическое лицо самостоятельно декларирует и исчисляет индивидуальный подоходный налог (ИПН) с доходов которые получены в РК и за пределами РК, то налоговым периодом для исчисления ИПН является календарный год (ст. 361 НК РК), то есть с 01 января по 31 декабря, в общем-то как в РФ.

Другими словами, если физическое лицо приехало в РК осенью 2022 г. при этом не обращалось с заявлением о выдаче РПП (ВНЖ), то такое физическое лицо, для целей самостоятельного декларирования ИПН в РК по истечении 183 дней пребывания в РК, весной 2023 г., будет признано налоговым резидентом РК на весь 2023 г. (текущий налоговый период), если проведет в РК с 01 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. + 183 дня.

Что касается трудовых отношений или гражданско-правовых отношений с налоговыми агентами РК, то пониженные ставки ИПН и возможность налоговых вычетов появится только с весны 2023 г. когда истекут те самые 183 дня пребывания нерезидента в РК, до этого момента доходы будут облагаться ИПН без вычетов.

Как открыть ИП / ТОО в Казахстане в 2023 г.

Казахстан допускает регистрацию иностранцами товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) на одинаковых условиях с гражданами РК, после получения ИИН и ЭЦП, через личный визит или онлайн, при этом ТОО не привязывается к РПП (ВНЖ) учредителя иностранца или статусу директора, при соблюдении некоторых особенностей, вести деятельность от имени ТОО, можно даже онлайн.

Иностранцы граждане ЕАЭС (Армения, Киргизия, РБ, РФ), а также граждане Таджикистана, вправе зарегистрировать в Казахстане ИП и вести предпринимательскую деятельность, исключительно при наличии у иностранца РПП (ВНЖ), то есть любимая тема фрилансеров, физическое лицо уехало, а ИП осталось тут почти не работает.

В данной статье, я не буду описывать как открыть ИП в Казахстане, так как процесс очень легкий и все делается онлайн, основной сложностью является получение и поддержание ВНЖ в активном состоянии, то есть необходимо пребывать в РК как минимум 183 дня в течение 12 месяцев, в ином случае появляется риск аннулирования ВНЖ и прекращение статуса ИП соответственно.

Казахстанцы должны стать автомобильной нацией

Известный экономист и автолюбитель Рустем Жансеитов предлагает изменить систему налогообложения на транспорт и пересмотреть ценообразование продукции автопрома. В частности, он считает оптимальной формулу, при которой налог на транспорт входит в стоимость топлива.

«Думаю, самый справедливый подход в формировании транспортного налога – это включение обязательных платежей в стоимость бензина. Тот, кто больше ездит, больше тратит горючего, должен и платить больше. Это мотивировало бы автовладельцев пересесть на более экономичные модели авто. А это очень актуально для нашей страны. Мне, вообще, обидно, что в то время, когда в Европе к 2035 году полностью планируют прекратить производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), Казахстан продолжает превращаться в свалку старых машин, ухудшая и без того сложную экологическую обстановку в республике. Смысл внутреннего производства автомобилей всегда в том, чтобы цены на них были ниже мировых. У нас этого нет, хотя на поддержку отечественного автопрома ежегодно тратятся многомиллиардные бюджетные средства. И это какой-то абсурд. Нужно пересмотреть всю схему ценообразования автомобилей и методику расчета суммы первичной регистрации, утильсбора и всех других видов обязательных платежей в сторону снижения, потому что у нас очень дорогие машины», – отметил он.

При наличии огромной территории казахстанцы, по словам Рустема Жансеитова, давно уже должны были стать автомобильной нацией, как американцы или канадцы.

Растаможка в России при покупке автомобиля в Казахстане – все расходы

Между Россией и Казахстаном действует соглашение о свободном перемещении товаров, поэтому формально пересечение госграницы двух стран автомобилем, т. е. ввоз машины в России, не будет требовать уплаты растаможки.

Читайте также:  Оформление ухода за пенсионером старше 80 лет документы с 14 лет

Однако это послабление действует только в том случае, если транспортное средство произведено на территории Казахстана или было растаможено (с ПОЛНОЙ оплатой всех пошлин) при его ввозе из-за границы. Также покупателю-россиянину придется принять во внимание внутренние законодательные акты, которые касаются вывоза за пределы Казахстана автомобилей, приобретенных по «льготным» ценам.

Чтобы окончательно поставить точку в вопросе, понадобится ли растаможка при вывозе машины из Казахстана в Россию, рекомендуется еще перед заключением сделки проверить, прошел ли автомобиль все таможенные очистки, и может ли он свободно эксплуатироваться (в том числе продаваться) на территории ТС/ЕАЭС.

Универсальное же решение данного вопроса при приобретении «льготного» авто в настоящий момент сводится к покупке транспортного средства у физлица, являющегося гражданином Казахстана.

В этом случае обязательными расходами при пересечении машиной границы станут:

  • Утилизационный сбор – 3400 рублей за автомобиль возрастом до 3 лет и 5200 рублей за машину возрастом старше 3 лет.
  • Оформление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) – около 25000 рублей.
  • Акциз по ставке в зависимости от количества лошадиных сил двигателя – от 55 рублей за 1 л. с. (при мощности мотора 90-150 л. с.) и выше.

Плюсы и минусы «пригона» авто из Казахстана

На самом деле, в 2024 году покупка машины в Казахстане для гражданина России продолжает готовить массу не всегда приятных сюрпризов. С ними преимущественно сталкиваются те, кто решает лично отправиться за машиной:

  • Конвертация российских рублей в тенге. Пытаясь сделать это через коммерческие банки, можно столкнуться с курсами, вдвое ниже официальных. И это сразу же делает покупку машины мероприятием крайне невыгодным. Как вариант – снятие тенге в банкоматах, принимающих карты платежной системы МИР, но такой обмен удается совершить не во всех казахских банках, да и курсы конвертации от учреждения к учреждению тоже могут значительно отличаться.
  • Новой проблемой в 2024 году может стать продолжающаяся санкционная политика в отношении России. Многие автосалоны Казахстана начинают перестраховываться и отказываются даже от опосредованного сотрудничества с российскими покупателями. От этого приходится несладко, прежде всего, «серым» дилерам, сталкивающимся с дополнительными издержками. Эти расходы, в свою очередь, отражаются на цене «пригона» машины в РФ, т. е. ложатся на плечи конечного покупателя.
  • Среди минусов покупки авто в Казахстане можно назвать и отсутствие гарантийного обслуживания. Это касается новых автомобилей, для которых бесплатные сервисные работы на территории РФ оказываются просто недоступными. Причина – согласно пункту договора-купли продажи, при смене юрисдикции производитель никакой ответственности за состояние автомобиля не несет.

В противовес этим минусам фактически ставится лишь одно преимущество – доступ к широкой номенклатуре марок и моделей легковых автомобилей – европейских, китайских, корейских, американских, японских и др. Здесь же и собственная промышленность в виде сборочных площадок, выпускающих автомобили Kia, Hyundai, Chevrolet и JAC.

Несмотря на местами очень большие наценки, в Казахстане россияне достаточно легко могут найти любую нужную иномарку – новую или с пробегом, в том числе привезенную из-за океана; а если повезет, то и серьезно сэкономить на такой покупке.

Кроме того, решение части проблем, связанных с банковскими курсами обмена валюты или казахскими автосалонами, всегда можно переложить на «перегонщиков», явно разбирающихся в этих вопросах лучше любого рядового покупателя.

Кто платит налог, а кто – не платит?

Согласно Налоговому кодексу страны, плательщиками налога являются физлица и юрлица, которые имеют в собственности, либо на правах управления транспортные средства.

При этом законодательство предусматривает льготы для отдельных категорий граждан. В частности, освобождены от уплаты налога компании-производители сельхозпродукции, а также руководители хозяйств. Им не нужно платить налог с техники, которая используется для производства продукции.

Также не платят налоги на транспорт структуры государства и учебные заведения, предназначенные для получения среднего образования. Общественные организации инвалидов освобождены от уплаты в отношении 1 автобуса и 1 легковушки с объемом до 3 000 куб. см.

Льготы по оплате налога имеют участники и инвалиды ВОВ, герои СССР и соцтруда, матери со званием «Мать-героиня», лица, получившие национальные ордены, звания. Для них действует освобождение от уплаты налога в отношении одного транспортного средства. Если у граждан обнаружится нескольких автомобилей, то льготу можно получить по машине, которая предусматривает наибольший размер налога.

Налоги платить нужно с любых транспортных средств, кроме автосамосвалов с возможностью подъема на борт более 40 тонн, автомобилей медиков, судов, автомобилей, которые уже облагаются налогом на имущество.

В некоторых случаях закон позволяет приостановить начисление налога. Это случится, если, например, автомобиль гражданина был похищен. По бумагам гражданин все еще является собственником, однако по факту транспортное средство находится в руках похитителей.

Чтобы налоговые органы перестали начислять налог на период розыска транспортного средства, необходимо наличие сведений, которые подтверждают факт начала уголовного дела по делу о похищении. Такие сведения обычно передают налоговикам структуры, отвечающие за регистрацию автомобилей.

Точкой отсчета для остановки начисления налога станет дата начала дела о похищении. Как только дело будет закрыто и соответствующие органы передадут сведения налоговикам, те вновь начнут начислять налог.

Расчеты и формулы расчета налогов

Расчет налогов на транспорт в Республике Казахстан осуществляется на основе следующих формул:

Категория транспортного средства Формула расчета налога
Легковые автомобили Налог = (Мощность двигателя, л.с. * Коэффициент легковых автомобилей) * Коэффициент стажа владельца
Грузовые автомобили Налог = (Грузоподъемность, т * Коэффициент грузовых автомобилей) * Коэффициент стажа владельца
Автобусы Налог = (Количество посадочных мест * Коэффициент автобусов) * Коэффициент стажа владельца
Мотоциклы Налог = (Объем двигателя, см³ * Коэффициент мотоциклов) * Коэффициент стажа владельца

Коэффициенты легковых автомобилей, грузовых автомобилей, автобусов и мотоциклов устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан и зависят от различных характеристик транспортного средства.

Читайте также:  Легковой авто путевой лист на месяц 2024 год

Коэффициент стажа владельца также учитывается в расчете налога на транспорт и зависит от продолжительности владения транспортным средством.

Советы экспертов по минимизации налоговых платежей

В контексте изменений и нововведений в налоговой системе на транспорт в Республике Казахстан с 2024 года, эксперты рекомендуют рассмотреть следующие советы по минимизации налоговых платежей:

Совет Объяснение
1. Правильно классифицируйте автотранспортные средства Определите, какие из ваших транспортных средств относятся к коммерческим, а какие – к личным. Это может существенно снизить налоговые ставки.
2. Воспользуйтесь налоговыми льготами Изучите возможность получения налоговых льгот, предоставляемых государством. Некоторые категории транспортных средств и субъектов предпринимательства могут быть освобождены от уплаты налогов или получить существенные скидки.
3. Планируйте затраты на ремонт и обслуживание Транспортные затраты на ремонт и обслуживание автотранспорта могут быть учтены как расходы и снизить налогооблагаемую базу.
4. Используйте энергоэффективные транспортные средства Приобретение и использование энергоэффективных транспортных средств может помочь вам получить налоговые льготы и снизить налоговые ставки.
5. Участвуйте в программе обновления автопарка Проверьте возможность участия в программе обновления автопарка, предоставляемой правительством. Это может предоставить вам финансовые преимущества и снизить налоговые бремена.

Эти советы помогут вам разработать оптимальную стратегию для минимизации налоговых платежей на транспорт в Республике Казахстан, а также использовать возможности налоговых льгот и скидок, которые предоставляются государством.

Кто должен платить налог на транспорт в Казахстане?

В случае просрочек по оплате предусмотрены штрафы и пени, которые начисляются ежедневно. Напомним, что в Казахстане за просрочки по налогам могут блокировать банковские счета и карты. Старайтесь не допускать просрочек по оплате налогов, а чтобы всегда оставаться в курсе, посещайте официальный ресурс www.kgd.gov.kz. Здесь достаточно указать ИНН владельца, выбрав соответствующую графу, чтобы узнать задолженность по налогам.

Оплачивать налог на транспорт в РК должны физические и юридические лица, на которых зарегистрированы автомобили.

Как проверить размер налога? Принцип простой. Для легковушек с объемом мотора свыше 1,5 л сбор будет соответствовать установленному нижнему показателю. Далее добавляется по 7 тенге за см3, превышающий минимальный лимит.

Рассчитаем сумму сбора для условной машины с мотором 2,4 л. Ставка налога для авто с мотором от 2 до 2,5 л — 6 МРП (то есть, за 2022-й это 18,378 тыс. тенге). Объем в нашем примере на 400 см3 выше лимита. Следовательно, нужно добавить к ставке 2,8 тыс. тенге. Общий размер сбора за 2022-й составляет 21,178 тыс. тенге. Для точного расчета налога лучше использовать специальный калькулятор: ввести данные и мгновенно получить результат.

Внушительные суммы налогов — не проблема для людей, которые правильно инвестируют средства и зарабатывают на этом. Успешно работать с вложениями поможет лицензированный брокер «Халык Инвест».

Какие изменения в Налоговом кодексе коснулись физлиц?

С нового года казахстанцы и компании получили отсрочку уплаты государственной пошлины в суде, если их финансовое положение оставляет желать лучшего. По плану изменение должно поспособствовать реализации конституционного права каждого на судебную защиту своих прав и свобод. Отсрочку предоставят на срок не более года со дня вынесения определения суда. При этом физическое или юридическое лицо могут частично или досрочно оплатить задолженность.

С 1 января в качестве дохода физлица не будут рассматриваться:

  • профессиональные выплаты за счёт средств работодателя;
  • сумму прощённого долга лицом, которому уступлено право требования по кредиту;
  • доход, полученный заёмщиком в результате оплаты за него банком и/или кредитной организацией, целевые накопления из ЕНПФ и направленные на индивидуальный пенсионный счёт для добровольных взносов.

В Налоговом кодексе уточнили момент по оплате автомобилей. Из реестра исключили слова «шасси легкового автомобиля», потому что такого определения для автомобилей-пикапов просто нет.

В 2024 году в Казахстане вступают в силу новые изменения относительно налога на автомобиль. Они в основном затрагивают стоимость налога, а также категории автомобилей, на которые он распространяется.

Одним из основных изменений является пересмотр стоимости налога на автомобиль. Теперь стоимость налога будет рассчитываться исходя из мощности двигателя и возраста автомобиля. Это означает, что владельцам автомобилей с более мощными двигателями придется платить больше налога.

Кроме того, введены новые категории автомобилей, на которые будет распространяться налог. Одной из таких категорий станут арендованные автомобили. Ранее налог на арендуемые автомобили не взимался, однако теперь владельцы таких автомобилей также будут обязаны уплачивать налог.

В 2024 году в Казахстане ожидаются существенные изменения в ставках на налог на машину. В рамках стратегии по увеличению доходов государства, правительство решило пересмотреть существующие ставки с целью повышения налоговых поступлений.

Наиболее значительные изменения коснутся собственников автомобилей с большой мощностью двигателя. Согласно новым правилам, ставка налога для таких транспортных средств будет значительно выше, чем для автомобилей с меньшей мощностью. Это связано с риском увеличения выбросов вредных веществ и воздействием таких машин на экологическую ситуацию в стране.

Кроме того, ожидается изменение ставок для автомобилей более старых годов выпуска. Согласно новым правилам, такие машины будут подвергаться более высокой ставке налога, чем автомобили нового поколения. Это связано с тем, что автомобили, выпущенные много лет назад, часто имеют более высокий уровень выбросов и менее эффективные технологии для защиты окружающей среды.

Стоит отметить, что изменения в ставках налога на машину позволят правительству Казахстана собрать больше средств для финансирования различных программ и проектов, направленных на улучшение инфраструктуры, экологии, безопасности дорожного движения и других сфер. Однако, для собственников автомобилей такие изменения могут повлечь за собой дополнительные затраты и необходимость более внимательно относиться к выбору автомобиля и его эксплуатации.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...