Какие виды обязательных работ назначаются в качестве административного наказания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие виды обязательных работ назначаются в качестве административного наказания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


КоАП достаточно детально регламентирует сущность и порядок реализации обязательных работ, что, видимо, обусловило «оставление без внимания» модификации Федерального закона «Об исполнительном производстве». Однако правилен ли шаг, сделанный законодателем? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего выявить сущность самих обязательных работ как вида административного наказания и его отличия от носящего аналогичное название вида уголовного наказания. Для наглядности такое сравнение представлено в виде таблицы регулирующих норм административного (КоАП) и уголовного права (УК и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации , далее — УИК).

1. Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день. Максимальное время обязательных работ может быть увеличено до восьми часов в день в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 32.13 настоящего Кодекса.

3. Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

Виды правоограничения обусловленных обязательными работами

Обязательные работы заключаются в выполнении нарушителем — физическим лицом в свободное от основной работы, службы или учебы время общественно полезных работ.

Обязательные работы назначаются при совершении нарушений законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в случаях, установленных ч. 1-6 ст. 20.2 (нарушение порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования), а также при совершении нарушений общественного порядка, предусмотренных ст. 20.22 (организация массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, повлекшее нарушение общественного порядка) и ст. 20.18 КоАП (блокирование транспортных коммуникаций).

Обязательные работы назначаются судьями районных судов на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более четырех часов в день.

Обязательные работы представляют собой единственное административное наказание, исчисляемое в часах, его предельные сроки установлены при совершении правонарушений, предусмотренных ч. 4, 6 ст. 20.2 и ч. 2 ст. 20.22 КоАП в случае причинения телесного вреда или имущественного ущерба (об особенностях правоограничений, сопряженных с применением обязательных работ, см. также параграф 11.16 настоящего издания).

Уклонение от отбывания обязательных работ квалифицируется по ч. 4 ст. 20.25 КоАП.

Какие виды обязательных работ существуют?

Обязательные работы – это один из видов исполнительного наказания, который назначается судами в случае совершения административного правонарушения. Целью назначения обязательных работ является социально-психологическая реабилитация правонарушителя, а также предотвращение повторного совершения правонарушений.

В Российской Федерации обязательные работы регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ «Об исполнительном производстве». Согласно законодательству, обязательные работы могут быть назначены только лицам, достигшим возраста 16 лет. При этом, суд может назначить обязательные работы только в случае, если иное административное наказание, такое как штраф или административный арест, не является достаточным или целесообразным.

На выполнение обязательных работ может быть назначено лицо, имеющее специальность, соответствующую работе, которая будет выполняться. При отсутствии такой специальности, работа может быть выполнена на месте, указанном судом. Исполнительные работы могут быть назначены как в производственном, так и в административном порядке.

Обязательные работы, как правило, выполняются в течение определенного срока, который может составлять до 480 часов (это максимальное ограничение). В некоторых случаях, при наличии особых обстоятельств, суд может назначить обязательные работы в качестве альтернативы другому административному наказанию, такому как административный штраф или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Назначение обязательных работ производится судом, на основании постановления. После назначения, исполнение обязательных работ осуществляется организацией-работодателем, которой может быть как государственное учреждение, так и частное предприятие. Также суд может поручить исполнение обязательных работ приставу-исполнителю.

Исполнение обязательных работ представляет собой механизм, при котором осужденный осуществляет трудовую деятельность в соответствующей организации-работодателе или на месте, указанном судом. Обязательные работы должны быть выполнены в полном объеме и в установленный судом срок. В случае уклонения от исполнения обязательных работ или их ненадлежащего выполнения, суд может принять решение о замене обязательных работ на иное административное наказание, такое как административный штраф или административный арест.

Важно отметить, что исполнение обязательных работ не является лишением свободы, поэтому осужденный сохраняет возможность свободно передвигаться в пределах города или района, где выполняются работы. Также, в случае наличия у осужденного инвалидности или иного состояния, которое затрудняет выполнение обязательных работ, суд может принять решение об отсрочке исполнения работ, а в некоторых случаях — о замене обязательных работ на иное административное наказание.

Кто осуществляет контроль за исполнением работ?

Порядок и контроль за исполнением обязательных работ в случае административного правонарушения регулируется соответствующими положениями Административного кодекса Российской Федерации. Вопросы контроля за осуществлением таких работ подразумевают добросовестное и своевременное их выполнение, а также соответствие требованиям, установленным правительством РФ.

Контроль за исполнением обязательных работ может осуществляться различными органами и должностными лицами, в зависимости от вида правонарушения. В частности, приставы к исполнению постановлений могут выезжать на места выполнения работ, чтобы убедиться в их выполнении.

Директора учебных заведений и научных учреждений обязаны контролировать исполнение обязательных работ в отношении несовершеннолетних студентов и их руководителей. При этом они должны иметь данные о назначенных работах, возрасте студента или исследователя, а также специальности, на которую он обучается или занимается.

Вид контроля за исполнением обязательных работ также зависит от вида правонарушения. В некоторых случаях контроль осуществляется специальными инспекторами, которые имеют право выдворения лиц, совершивших правонарушение, в виде административного наказания. В других случаях контроль может быть осуществлен научными сотрудниками, которые занимаются исследованиями в области права и административного правонарушения.

Также контроль за исполнением обязательных работ может быть осуществлен специальными органами исполнительной власти, такими как приставы к исполнению постановлений. Они следят за соблюдением требований, установленных законодательством, в отношении обязательных работ и могут принимать меры по их исполнению.

Таким образом, контроль за исполнением обязательных работ в случае административного правонарушения осуществляется различными органами и должностными лицами, в зависимости от вида правонарушения и соответствующего законодательства.

Особенности применения обязательных работ по разным видам административных правонарушений

Обязательные работы – это административное наказание, которое применяется к лицу, виновному в совершении правонарушения. Назначение обязательных работ осуществляется судом в соответствии с установленными правилами и процедурами.

Особенности применения обязательных работ зависят от конкретного вида административного правонарушения. Для каждого вида нарушения определены свои правила и условия назначения обязательных работ. Применение этой формы административного наказания направлено на привлечение виновных лиц к компенсации причиненного ущерба, исправлению их поведения и восстановлению общественного порядка.

Читайте также:  УК РФ статьи в 2024 году

Обязательные работы являются эффективным инструментом привлечения к ответственности и предоставляют возможность осуществить наказание без лишения свободы. Эта форма наказания позволяет сохранить трудовую активность осужденного, а также включить его в общественные работы для блага общества и исправления совершенной ошибки.

В целом, применение обязательных работ по разным видам административных правонарушений имеет свои особенности. Каждое правонарушение требует индивидуального подхода и определенных условий для назначения данной формы наказания. Обязательные работы способствуют воспитанию и исправлению правонарушителей, а также оказывают положительное воздействие на общество в целом.

Комментарий к Ст. 3.13 КоАП РФ

1. Обязательные работы как вид административного наказания введены в административное законодательство Российской Федерации Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». На основании п. 3 ст. 3 этого Закона положения КоАП РФ в отношении административного наказания в виде обязательных работ применяются с 1 января 2013 года.

Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам правоохранительных органов.

Административное наказание в виде обязательных работ первоначально предусматривалось за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 08.06.2012 N 65), за организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка (ст. 20.2.2 КоАП РФ), а также за блокирование транспортных коммуникаций (ст. 20.18 КоАП РФ). Однако, согласно пункту 8 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 N 4-П, взаимосвязанные положения Федерального закона от 08.06.2012 N 65-ФЗ, предусматривающие обязательные работы в качестве вида административного наказания за нарушения, связанные с организацией либо проведением собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования или организацией массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка: в той мере, в какой они не связаны с вторжением в имущественные права граждан, не предполагают лишение правонарушителя свободы и не являются недопустимым способом принуждения к труду, соответствуют Конституции Российской Федерации; в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования назначение данного вида административного наказания допускается не только в случае причинения вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо при наступлении иных подобных последствий, но и при одном лишь формальном нарушении установленного порядка организации или проведения публичных мероприятий, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 19 (часть 1), 31, 37 (часть 2) и 55 (часть 3).

По обязательному к исполнению Постановлению Конституционного Суда РФ впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений обязательные работы могут применяться в качестве административного наказания за предусмотренные статьями 20.2, 20.2.2 и 20.18 КоАП РФ административные правонарушения, только если они повлекли причинение вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо наступление иных подобных последствий.

Данный вид наказания назначается только судьей и может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.

2. Объекты для отбывания административного наказания в виде обязательных работ определяются муниципальным органом по согласованию с Управлением Федеральной службы судебных приставов. Объект подлежит включению в перечень для отбывания административного наказания в виде обязательных работ при одновременном соблюдении следующих условий:

1) фактическое место расположения объекта находится на территории муниципального образования;

2) включение объектов предварительно согласовывается с Управлением Федеральной службы судебных приставов;

3) перед включением в перечень отделом направляется письменный запрос руководителю каждого хозяйствующего субъекта о согласовании включения;

4) на основании письменного согласия руководителя объект включается в перечень.

Судебные приставы-исполнители ведут учет лиц, которым назначено наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица отбывают этот вид наказания, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени.

На администрацию организации, в которой лицо отбывает обязательные работы, возлагается контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица от отбывания обязательных работ.

3. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначено наказание, — четырех часов.

Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения данного наказания.

4. На основании уклонение от отбывания обязательных работ влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» определяет порядок организации исполнения данного вида административного наказания и полномочия судебного пристава-исполнителя.

Соответствующие поправки, внесенные 65-ФЗ, и введенные в действие 01.01.2013, предусматривали введение обязательных работ также в сферу административного права.

Комментарий к Ст. 3.13 КоАП РФ

1. Обязательные работы как вид административного наказания введены в административное законодательство Российской Федерации Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». На основании п. 3 ст. 3 этого Закона положения КоАП РФ в отношении административного наказания в виде обязательных работ применяются с 1 января 2013 года.

Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам правоохранительных органов.

Административное наказание в виде обязательных работ первоначально предусматривалось за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 08.06.2012 N 65), за организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка (ст. 20.2.2 КоАП РФ), а также за блокирование транспортных коммуникаций (ст. 20.18 КоАП РФ). Однако, согласно пункту 8 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 N 4-П, взаимосвязанные положения Федерального закона от 08.06.2012 N 65-ФЗ, предусматривающие обязательные работы в качестве вида административного наказания за нарушения, связанные с организацией либо проведением собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования или организацией массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка: в той мере, в какой они не связаны с вторжением в имущественные права граждан, не предполагают лишение правонарушителя свободы и не являются недопустимым способом принуждения к труду, соответствуют Конституции Российской Федерации; в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования назначение данного вида административного наказания допускается не только в случае причинения вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо при наступлении иных подобных последствий, но и при одном лишь формальном нарушении установленного порядка организации или проведения публичных мероприятий, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 19 (часть 1), 31, 37 (часть 2) и 55 (часть 3).

Читайте также:  Едк в Нижегородской области в 2024 пенсионерам ветеранам труда

По обязательному к исполнению Постановлению Конституционного Суда РФ впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений обязательные работы могут применяться в качестве административного наказания за предусмотренные статьями 20.2, 20.2.2 и 20.18 КоАП РФ административные правонарушения, только если они повлекли причинение вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо наступление иных подобных последствий.

Данный вид наказания назначается только судьей и может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.

2. Объекты для отбывания административного наказания в виде обязательных работ определяются муниципальным органом по согласованию с Управлением Федеральной службы судебных приставов. Объект подлежит включению в перечень для отбывания административного наказания в виде обязательных работ при одновременном соблюдении следующих условий:

1) фактическое место расположения объекта находится на территории муниципального образования;

2) включение объектов предварительно согласовывается с Управлением Федеральной службы судебных приставов;

3) перед включением в перечень отделом направляется письменный запрос руководителю каждого хозяйствующего субъекта о согласовании включения;

4) на основании письменного согласия руководителя объект включается в перечень.

Судебные приставы-исполнители ведут учет лиц, которым назначено наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица отбывают этот вид наказания, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени.

На администрацию организации, в которой лицо отбывает обязательные работы, возлагается контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица от отбывания обязательных работ.

3. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначено наказание, — четырех часов.

Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения данного наказания.

4. На основании уклонение от отбывания обязательных работ влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» определяет порядок организации исполнения данного вида административного наказания и полномочия судебного пристава-исполнителя.

СТ 3.13 КоАП РФ

1. Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день. Максимальное время обязательных работ может быть увеличено до восьми часов в день в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 32.13 настоящего Кодекса.

3. Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

Исправительные работы как вид уголовного наказания, особенности их применения и изменения

В данном контексте исправительная работа не ограничивает личную свободу и общение, не изолирует правонарушителя от социума и привычной для него среды.

Влияние всех факторов в комплексе на псих тип человека, оказываемое сильным психологическим воздействием, позволяет исправляться, пересматривать собственные, даже весьма устоявшиеся взгляды на социальное окружение, сообщество и собственно на самое себя. В подавляющем большинстве случаев отбывание срока ИР назначается непосредственно по месту основной работы, где провинившегося все знают.

Условия применения ужесточенных мер воздействия при нарушении отбывания наказания или злостном уклонении от его исполнения одинаковы для всех без исключения категорий правонарушителей. Уклоняющимся от наказания, по законодательству квалифицируется гражданин, совершивший следующие проступки: Главные признаки исправительных работ как вида уголовных наказаний следующие.

  1. Максимально суд назначает до двух лет исправительных работ. Для не достигших совершеннолетия он уменьшен на половину, то есть составляет не более чем 365 календарных дней, то есть один год.
  2. Минимальные рамки не различаются у взрослых и подростков. Срок отбывания исправительной работы для всех – не менее 61 календарного дня.

Особенности исполнения

Нюансы исполнения обязательных работ закреплены в статье 32.13 КоАП РФ. Речь идет о следующих правилах:

  1. Состав работ утверждается муниципальным актом.
  2. Осужденный должен работать ежедневно. При наличии основной работы, он приступает к исполнению наказания по ее завершении.
  3. Если гражданин официально трудоустроен, то норма отработки в рабочие дни составляет до двух часов, а в выходные – до четырех часов.
  4. Учет отработанного времени и контроль качества выполнения работ ведется сотрудниками ФССП.

Гражданин может быть приговорен к ведению трудовой деятельности в соответствии с квалификацией. Осужденный вправе отказаться от выполнения работ, требующих специальных знаний. Подобные действия не будут считаться уклонением. Получив отказ, приставы обязаны подобрать для гражданина другую работу.

Осужденные отбывают наказание по такому алгоритму:

  • получив судебное распоряжение, сотрудник ФССП должен возбудить исполнительное производство (в документе указывается место проведения работ, и сроки их начала);
  • постановление о возбуждении исполнительного производства направляют в ту организацию, в которой будет работать осужденный;
  • гражданин ежедневно посещает место работы;
  • по факту отработки срока организация направляет уведомление сотрудникам ФССП.

Нормативная база: глава 4 КоАП РФ.

Основные правила назначения административных наказаний:

  1. Наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. Не допускается назначение наказания ниже низшего предела.

  2. Наказание может быть назначено лишь лицу, подлежащему адм. отв-ти и совершившему адм. правонарушение.

  3. Наказания ФЛ должны назначаться с учетом

  • характера совершенного правонарушения, определяемого объектом посягательства,

  • последствий правонарушения,

  • распространенности данного вида правонарушений и состояния борьбы с ним;

  • личности виновного (его предшествующее поведение на работе и в быту, др.);

  • имущественного положения – чтобы не были ущемлены интересы малообеспеченной семьи.

  1. Наказания ФЛ должны назначаться с учетом

  • характера совершенного им административного правонарушения,

  • его имущественного и финансового положения.

  1. При назначении административного наказания подлежат учету обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие административную ответственность.

  2. При выявлении и фиксировании адм. правонарушения в области ПДД с помощью технических средств адм. наказание назначается в виде адм. штрафа в размере, наименьшем в пределах санкции статьи КоАП.

  3. За одно и то же правонарушение к лицу, совершившему его, может быть назначено 1 основное либо основное и дополнительное наказания, предусмотренные за данное правонарушение. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Это правило не препятствует сочетанию мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативными правовыми актами.

  4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено, за исключением дисквалификации.

  5. Соблюдение порядка назначения наказания и сроков давности. Если лицо совершило несколько правонарушений, то за каждое из них отдельно назначается наказание. Если лицо совершило 1 деяние, которое подпадает под описание из разных статей КоАП, то назначается одно наиболее строгое наказание.

Читайте также:  Продажа квартир через нотариуса в 2024 году

длит-ть срока

правонарушения

момент начала течения срока

общий срок

2 мес.

(суд – 3 мес.).

все, кроме тех, которые перечислены ниже

со дня совершения правонарушения, при длящемся – со дня обнаружения

специальные сроки

1 год

за нарушение законодательства РФ

  • о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ,

  • об экспортном контроле,

  • бюджетного, антимонопольного законодательства РФ ,

  • законодательства РФ об охране окружающей природной среды, об охране здоровья граждан

  • о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма

  • о пожарной безопасности

2 года

за нарушение таможенного законодательства

6 лет

за нарушение законодательства РФ о противодействии коррупции

Сущность альтернативы

Судья или иное должностное лицо, к ведению которого отнесено рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение постановления о назначении административного наказания, обязан назначать наказание, соразмерное общественной опасности деяния. Судье предоставляется должная альтернатива действий по применению административных наказаний, устанавливающих ограничения личных прав нарушителя, прежде всего права на свободу и личную неприкосновенность, права на свободу труда и иных личных, а также имущественных прав, осуществление которых невозможно при введении указанных правоограничения Административное наказание в виде административного ареста, как правило, представляет собой наказание, альтернативное административному штрафу, а при назначении обязательных работ такая альтернатива предусмотрена во всех случаях.

Порядок и условия исполнения

Обязательные работы выполняются осужденным по правилам, которые устанавливаются судом и в последующем конкретизируются уголовной исполнительной инспекцией.

Как уже отмечалось выше, гражданин может выполнять это наказание только по четыре часа в сутки. На больший срок привлечь для выполнения работ его не могут. Однако, если у правонарушителя имеется достаточно свободного времени, он может попросить увеличить ему срок осуществления трудовой деятельности до восьми часов.

Трудовой внутренний распорядок устанавливается органом местного самоуправления. Осужденные к обязательным работам обязаны четко следовать его правилам. Они должны посещать работу в установленное время. Они обязаны бережно относиться к орудиям труда, к имуществу органа местного самоуправления и др.

В случае нарушения внутреннего трудового распорядка, ОМС имеет право пожаловаться в исполнительную инспекцию. В случае постоянного нарушения, которое происходят систематически, суд имеет право избрать другую меру наказания за административный проступок.

Как проходит исполнение наказания?

Обязательные общественные работы являются таким же уголовным наказанием, как и лишение свободы. Поэтому осужденный не может ни уклониться от него, ни отказаться от его выполнения, если не желает усугубить свое положение и получить реальный срок лишения свободы.

Контролирует исполнение общественных работ уголовно-исполнительная инспекция, за которой числится осужденный. Как правило, она находится по его месту жительства.

Исполнение наказания начинается с момента передачи копии судебного приговора или постановления о привлечении осужденного к обязательным работам в инспекцию. Документ должен быть передан в течение 15 суток.

Основные функции, которые выполняет уголовно-исполнительная инспекция после получения судебного приговора:

  1. Ведение учета осужденных лиц, приговоренных к выполнению общественно полезных работ;
  2. Разъяснение и проведение специальных бесед с осужденными по порядку и исполнению наказания;
  3. Определение перечня объектов и мест работы, на которые может быть отправлен осужденным. Проводится совместно с органами местного самоуправления;
  4. Контролирование исполнение наказания осужденными и отработка ими рабочего времени;
  5. Учет отработанных осужденным часов и ведение общего учета.

Дополнительный контроль исполнения наказания осуществляет администрация организация, где проводятся общественные обязательные работы: учет отработанного времени, выполнение всех данных осужденному заданий, уведомление инспекции о прохождении «отработки». Так же при уклонении осужденного от обязательных работ администрация обязана сразу сообщать сотрудникам уголовно-исполнительной инспекции.

В свою очередь осужденный обязан выполнять все данные ему указания, а также:

  • Соблюдать внутренний распорядок учреждения, в котором он проходит обязательные работы;
  • Добросовестно выполнять все поручения и не провоцировать конфликты и скандалы на работе;
  • Приходить на работу вовремя, а также отработать все установленные законом часы работы;
  • Своевременно уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию по следующим вопросам:
      О смене постоянного места жительства;
  • О необходимости ухода за малолетними детьми;
  • О тяжелом заболевании и лечение в больницах.

Несмотря на категоричность правил исполнения наказания, можно отменить обязательные работы по ходатайству об освобождении от них, поданного в суд. Подать заявление могут следующие осужденные:

  1. Признанные инвалидом 1 группы;
  2. При возникновении тяжелого заболевания, при котором осужденный не в состоянии трудиться;
  3. При наступлении беременности у женщин и планируемому рождению ребенка и дальнейшему уходу за ним до его 3-летия.

Отпуск, полученный по основному месту работы осужденного, не может приостановить исполнение наказания и освободить его от обязательных работ на время отдыха.

Комментарий к Ст. 49 УК РФ

1. Обязательные работы — это вид наказания, заключающийся в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Согласно ч. 1 комментируемой статьи и ч. 1 ст. 25 УИК вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени. Виды обязательных работ, определяемые уголовно-исполнительными инспекциями, как правило, не связаны с основной работой или профессией осужденного. Обязательные работы не должны унижать человеческое достоинство осужденного или причинять физическое страдание. Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову. На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. Осужденный не вправе отказаться от выполнения обязательных работ. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы, выходные дни не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ. В то же время осужденный не может привлекаться к отбыванию обязательных работ во время болезни либо возникновения какой-либо ситуации, препятствующей исполнению данного вида наказания. В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. В случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

Порядок замены наказания следующий

  • инспектор готовит представление, в котором отражает все нарушения со стороны осужденного, принятие к нему мер воздействия, прилагает табель отработки, где указаны пропуски по неуважительным причинам или документы, подтверждающие нахождение в состоянии опьянения и т.д.;
  • осужденного знакомят с этим представлением, после чего оно направляется в суд, который вынес приговор;
  • суд назначает дату рассмотрения судебного заседания, инспектор и осужденный извещаются о дне и времени рассмотрения представления;
  • участие в судебном заседании как осужденного, так и инспектора, а также прокурора обязательно; гражданину по его желанию суд может назначить адвоката;
  • при наличии достаточных оснований судом заменяются исправительные работы на лишение свободы, из расчета 1 день изоляции = 3 дням исправительных работ.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...